Гунибский тоннель или Царский, как его называют местные жители. Год постройки: 1866-1867 гг. Длина 103м., высота 6м., ширина 4м.. Тоннель был построен (прорублен вручную) в стратегических и коммуникационных целях силами русских солдат и местных жителей.
Осенью 1871 года Император Александр 2 впервые прибыл в Дагестан в качестве главы Российского государства. После посещения Порт-Петровска и Темирхан-Шуры император прибыл в Гуниб. К приезду императора готовились тщательно. В горах проложили дороги, через реки перебросили мосты, а вблизи Гуниба прорубили тоннель прямо в скале.
Тоннель пробит под одной из вершин Гунибского плато, называемой Калигег и позволяет кратчайшим путем пройти через гору Гуниб из долины Кара-Койсу в долину Аварского Койсу и далее в Хунзах.
Строился он в первую очередь из соображений безопасности – как запасной выход из Гуниба. Кроме того существовало суеверие: царским персонам дважды проходить по одной и той же дороге негоже.
Перед тем как войти в тоннель, царская процессия пересела из экипажей на верховых лошадей и по крутому спуску отправилась дальше, к Карадахской теснине.
Зная, что император любит острые ощущения, чиновники-устроители этой экскурсии, решили развлечь своего патрона. И вот, когда царская кавалькада приблизилась к ущелью, вдруг откуда-то с высоты раздался крик. Царь и его свита подняли головы и замерли от удивления. Прямо к ним по отвесной скале с огромной высоты спускался горец-пасечник. Через некоторое время он уже был внизу, подошел к Александру II и отдал ему кувшин с медом.
После Кавказской войны, солдаты добывали здесь горючий сланец для гарнизона, стоявшего в Гунибе. На ишаках и подводах в Карадахское предмостное укрепление, что на Аварском Койсу, ежегодно доставляли до 80 тыс. пудов топлива, добытого в ущелье.